Это цитата сообщения ilya_pest Оригинальное сообщениеБез заголовка

Отрывки из книги "Свобода шамана" Владимира Серкина.

Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что-то говорит.
-Встань
-Ты мне?
-Тебе.
-В каком смысле?
-Ты просил рассказывать тебе про практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.
-Но мне удобней сидя
-Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуретом, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.
-Согласен. Но это не такая уж и практика долголетия.
-Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.

***
-Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мушление деградирует, так как он не решает новых задач.
-Но он все более хорошо решает привычные задачи.
-Он их уже не решает, а обкатывает. Он "экономит" мышление, живя привычным образом. Потом начинает избегать новых задач...
-Новые задачи нужны для мышления?
-Для всего:ума, тела, чувств.
-А тебе не тревожно?
-Конечно. Но этой тревоге нельзя дать перерости в избегание нового.

***
Пример наблюдения: практика рака-отшельника
Рассматриваю в отливных лужах рака-отшельника. Рак-отшельник поселяется в пустой раковине, закрывая вход в нее одной непропорционально развитой клешней. За лето он явно перерос раковину, служащую ему домом. Чтобы расти дальше, нужно покинуть привычное жилище и искать новую, большую раковину. В этот период он будет беззащитным. Очень мало шансов, что никто не нападет в кишащем живностью море. Выбор рака-отшельника прост: или остаться в безопасном домике и умереть со временем самому от тесноты, или рисковать в поисках более просторного жилища.
Как бы подталкиваемый моей мыслью, отшельник оживился и отправился путешествовать по дну, толкая, ощупывая клешней встречающиеся раковины. Раковины с присосавшейся к камням улиткой остаются неподвижными, а пустые рак переворачивает по-разному и пробует вход клешней. При этом он не покидает своего домика. Найдя подходящую по размеру раковину, рак таскает зачем-то ее с собой. А вот зачем: найдено укромное место под камнем, где рак максимально быстро производит переселение. Риск сведен к минимуму подготовительной работой.
Это часть «практики моря», или теперь буду называть это «практикой рака-отшельника»: не бросай дом, пока не присмотрел новый; не бросай работу, пока не нашел новую; короче - не бросайся старым, пока не нашел нового. И условия перехода в новое лучше заранее подготовить.
Человеку «практики рака» малы. Но сколько моих знакомых сначала бросили работу, а потом новой не нашли. Или им пришлось соглашаться на худшие, чем раньше, условия. Есть и такие, что продали квартиру, не найдя нового варианта. А потом деньги тратятся на съем жилья, жизнь, идет инфляция, квартиры дорожают...

***
Как психолог знаю, что люди вредят окружению от чувства ущербности и неполноценности. Таким путем они неосознанно «доказывают» свою значимость. Очень хочется пусть хоть отрицательно, но что-то значить. В 1973 году я поступил на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.Летом почти всей группой отправились в обязательный тогда стройотряд. На танцах местные девушки, типичные русские красавицы с русыми волосами, голубыми глазами и точеными загорелыми телами, произвели на нас после года воздержания действительно сногсшибательное впечатление. Девушки были моложе нас на год-два, наших сверстниц не было, так как, окончив школу, местная молодежь стремилась уехать в город. Мы перезнакомились, и после некоторые из них, будучи в Москве, заезжали к нам в общежитие.
Вот что было удивительно: к четвертому курсу, когда нам было 20-21, а смоленским знакомым по 19-20, почти все смоленские деревенские красавицы как-то «обабились», стали выглядеть гораздо старше нас, в то время как наши невзрачные однокашницы оформились в интересных интеллигентных старшекурсниц МГУ. Тогда я еще не знал леонтьевского выражения «деятельность конституирует», то есть формирует психику и телесность, но остро почувствовал, так как все произошло на глазах.
Для Шамана история не показалась удивительной. Он дополнил ее до некоторого не окончательного, но вполне достаточного для начальной работы целого.
- У твоих однокурсниц в эти четыре года было на две энергии больше.
- На две из скольки?
- Из весьма большого набора.
- А есть какой-то минимальный?
- Для начальной практики достаточно семь: энергия пищи, воздуха, мысли, эмоций, воли, времени и духа.
- Понятно, что у однокашниц было больше энергии мысли. А вторая какая?
- Воли. Много регулярно заниматься - нужно каждый день делать волевые усилия.
- Энергия мысли и воли так сильно отразилась на внешности?
- За три года в молодости - обязательно.
- Энергия пищи - правильно питаться? -Да.
- А воздуха?
- Правильно «дышаться».
- А времени?
- Начни с того, что согласуй свои режимы и пищу с дневными и сезонными циклами солнца и луны.
- В чем смысл?
- День - как маленькая жизнь. Сон - сам понимаешь. Попадаешь в ритмы мира (солнца) в маленькой жизни, начнешь попадать и в большей.

***
Прекрасный солнечный день. Тепло, а когда идешь с поклажей по лесу — жарко, деревья задерживают ветерок. Но явные признаки осени: какая-то пронзительная прозрачность в воздухе, под ногами уже много опавших листьев, хотя деревья еще стоят зеленые.
- Кстати, откуда уже пожухлые опавшие листья?
- Кстати, к чему? (Шаман усмехнулся.)
- Да я по своим мыслям. Тепло еще, а листьев полно опавших.
- Разные сроки жизни.
- Да, время листьев прошло.
- Если заметил, не всех листьев.
- Замечал, но не задумывался. Не знаешь, почему большая часть еще зеленые и свежие, а эти повяли и опали?
- Сначала созрели и остановились.
- Но большинство листьев созрели и остановились.
- Нет, зеленые еще не остановились.
- Нельзя останавливаться?
- Не хочешь стареть - продолжай развиваться.
- Как продолжать? Есть биологическая программа, биологические часы.
- Листьям никак. А человек может продолжать с помощью ума и воли.
- Но наступает старость, болезни.
- Болезни, старость - внешние симптомы смерти. Причина глубже.
- В чем?
- Человек не успевает за временем и остается в прошлом.

***
Как психолог знаю, что люди вредят окружению от чувства ущербности и неполноценности. Таким путем они неосознанно «доказывают» свою значимость. Очень хочется пусть хоть отрицательно, но что-то значить.

***
Работая преподавателем, давно заметил, что разные студенты способны усвоить разное количество слов в предложении и мысли различной длины. Впрочем, то же можно сказать и о преподавателях.
Например, один человек может усвоить только три первых слова из обращенного к нему предложения. Этого достаточно, чтобы его «оперативная память» заполнилась. Все остальные слова такой человек не слышит. Когда вы, закончив говорить, получаете ответ, то с неприятным удивлением убеждаетесь, что большая часть ваших слов «прошла мимо». Другой человек может усвоить только пять слов из предложения, большинство - около семи .
Студентам с меньшим объемом оперативной памяти трудно учиться, со значительно большим (от десяти и далее) — трудно общаться с подавляющим большинством «короткомысленных» окружающих.
Основная мысль большинства научных концепций развивается от трех до семи и более терминов или мыслительных ходов. Извечный запрос студентов — «объясните в двух словах» — невыполним.
У меня обычный объем оперативной памяти десять - двенадцать. У Шамана, похоже, побольше.


URL записи