Традиционный пост с цитатами и небольшими комментариями от меня по книге Дэна Миллмэна "Путь мирного воина".
Это та книга, где я не смогу процитировать всё, что хочется, просто потому, что нужен контекст, нужны герои, нужна атмосфера. Но что-то помечу хотя бы для того, чтобы записать свои мысли.
«Ты выбираешь слушать тебе секрет или нет. Я выбираю, о чем будет этот секрет».
>>вся суть подлинного обучения в одной фразе.
«Дэн, у меня есть, что тебе показать и рассказать. Я могу открыть тебе много секретов. Но прежде чем мы начнем это путешествие вместе, ты должен принять во внимание то, что ценность секрета заключается не в том, что ты знаешь, но в том, что ты делаешь».
>>перенос знаешь со "знаешь" на "делаешь". вообще, очень подходит под мои последние полгода. просто в какой-то момент я понял, что читать уже недостаточно. можно читать, можно узнавать, можно привлекать знания, но это мало стоит, если ты пребываешь в бездействии. для того, чтобы круг замкнулся и установилась гармония, надо ещё и претворять в жизнь.
«Используй любые знания, но узри их ограничения. Одного знания недостаточно. У знаний нет сердца. Никакое количество знаний не воспитает и не поддержит твой дух; оно никогда не принесет тебе высшего счастья или умиротворения. Жизнь требует больше чем знаний, она требует интенсивного чувствования и постоянной энергии. Жизнь требует правильного действия, если знанию суждено войти в жизнь».
>>поразительно точные, шикарные образы, которые иллюстрируют мысль предельно ясно. вообще, это вот "у знаний нет сердца" я бы написал крупным шрифтом на стене, чтобы всегда было перед глазами. во избежание ложных ценностей, так сказать.
«Твои чувства и реакции, Дэн, автоматические и предсказуемые; мои никогда. Я творю свою жизнь спонтанно; твоя же предопределена твоим прошлым».
>>вот тут я остановился и подумал, ошарашенно и восхищённо: "охренеть". ну как-то вот не доводилось мне раньше настолько осознанно размышлять, что осознанность и не отождествление себя со своими первичными реакциями - это вот так круто. я вообще не задумывался, почему ряд людей кажутся мне настолько скучными. оказалось - всё просто! автоматические и предсказуемые реакции! нет спонтанности!
«Лучший способ определить, куда ведет дорога – это запастись терпением и пройти по ней до конца"
>>учитывая, как я глубоко влюблён в образ дороги - это надо запомнить и увековечить в истории. потому что.. да, боги, да.
Под тяжестью растущего самоосознания, моя самооценка быстро падала.
>>ахаха, да. писал об этом как-то тоже.
«Скажи, дело в том, что это я такой слабоумный или ты, вообще, специализируешься на духовно неполноценных?». «Можно и так сказать, – улыбнулся он, налив кунжутного масла в котелок и поставив его на электроплиту, – почти у всего человечества одно и тоже препятствие, что и у тебя». «Что это за препятствие?» «Я думал, что уже объяснил это, – сказал он терпеливо, – Если вы не получаете того, что хотите, вы страдаете. Если вы получаете то, чего не хотите, вы страдаете. И даже если вы получаете в точности то, чего вы хотите, вы, все равно, страдаете, потому что вы не можете удержать это навечно. Ваш „УМ“ – ваша препятствие. Он хочет быть свободным от перемен, свободным от боли, свободным от обязательств жизни и смерти. Но перемены – это закон, и никакое количество притворства не изменит эту реалию».
«Мне придется дать тебе новое определение некоторых терминов. „Ум“ – это один из этих скользких терминов, как „любовь“. Надлежащее определение зависит от состояния сознания. Посмотри на это следующим образом: у тебя есть мозг, который направляет тело, накапливает информацию, а также играет с этой информацией. Мы ссылаемся на абстрактные процессы, протекающие в мозге, как на „интеллект“. Нигде ранее я не упомянул слова „ум“. Ум – это иллюзорное отпочкование от базовых церебральных процессов. Он подобен опухоли. Он суммирует в себе все случайные, неконтролируемые мысли, которые пузырями всплывают из подсознания на поверхность сознания. Сознание не является умом; осознанность – это не ум; внимание – тоже не ум. Ум – это помеха, усугубление. Это, своего рода, эволюционная ошибка в человеческом существе, главная слабость в человеческом эксперименте. Я не могу дать уму иное определение».
>>вот оно, начало мысли о различии "ума" и "сознания". тоже никогда не смотрел в таком ключе, хотя мне лично кажется, что "ум" в понимании Сократа очень похож на понятие "эго", которое я постигал не так давно.
«Мозг может быть инструментом. Он может вспоминать телефонные номера, решать математические задачи или сочинять стихи. В этом смысле он работает на остальное тело, как трактор. Однако, когда ты не можешь перестать думать о математической задаче или телефонном номере или, когда беспокойные мысли или воспоминания появляются без твоего желания, то это не работа твоего мозга, а блуждание твоего ума. Тогда ум управляет тобой. Трактор сходит с ума».
>>ещё одна наглядная иллюстрация.
«Ты должен понаблюдать за собой. У тебя всплывает сердитая мысль, и ты становишься сердитым. То же самое касается и всех остальных эмоций. Они – марионеточные, безусловно‑рефлекторные, реакции на мысли, которыми ты не можешь управлять. Твои мысли, как дикие обезьяны, которых ужалил скорпион».
>>и снова возвращение к рассуждениям о стандартных, предсказуемых реакциях.
«Сократ, я думаю…» «Ты слишком много думаешь!» «Да я только хотел сказать тебе, что действительно желаю измениться. Это одно из качеств, присущих мне: я всегда открыт переменам». «Это, – сказал Сократ, – одна из самых больших твоих иллюзий. Ты всегда хотел менять одежду, прически, женщин, квартиры и места работы. Вы все слишком хотите менять что угодно, кроме самих себя, кроме своих желаний. Либо я помогу открыть тебе глаза, либо за меня это сделает время, но время далеко не всегда так обходительно» – грозно проговорил он. «Выбирай сам. Но сначала осознай, что ты в тюрьме. Потом, мы спланируем твой побег».
>>иллюзия действительно огромная. быть готовым менять что-то во вне, и быть готовым менять самого себя - это очень, очень разные вещи. менять себя, работать над собой, очищаться, выбираться на новый и новый уровень, это тяжело. и тут нет никакой бравады, вроде "я всегда открыт переменам", с этакой лёгкостью в голосе. Перемены иногда даются больно.
«Гнев сильнее, чем страх; сильнее, чем жалость. Твой дух крепнет. Ты готов принять меч. Сократ»
>>интересная оценка гнева. но действительно, так и есть. на практике видно.
«Беспорядочные мысли, которые тревожат и отвлекают тебя, тоже являются симптомами „дис‑гармонии“ с окружающим миром. Когда ум противится жизни, возникают мысли. Когда происходит что‑то, противоречащее какому‑то верованию, в уме начинается суматоха. Мысль – это несознательная реакция на жизнь».
>>восхитительный подход к тому, что такое мысль. определение бы запомнить, по-хорошему, ибо очень помогает в работе с сознанием. в понимании, что есть что, и как это рассматривать. удивительно, но как-то у меня в голове от этой простой аллегории действительно прояснилось.
«Ты оказался нервной рыбешкой, реагировавшей на каждое волнение. Тебе удалось привыкнуть к волнениям поменьше, но все равно, тыне смог постичь их причины. Теперь понятно», – продолжал он, – «что для рыбешки требуется волшебный всплеск осознанности, чтобы расширить свое видение за пределы воды, в которую она погружена, до источника зыби».
>>"удалось привыкнуть к волнениям поменьше" - не в этом ли суть и основное заблуждение того, как зачастую проявляется процесс "взросления" и принцип "я должен быть сильным"?
«Ты станешь свободным от турбуленций этого мира, как только ты утихомиришь свои мысли. Помни: когда ты беспокоишься, отпусти свои мысли и займись своим умом!»
>>да-да. в любой непонятной ситуации - займись своим умом.
«Аналогичный всплеск осознанности потребуется от тебя. Когда ты увидишь источник ясно, ты поймешь, что волны твоего ума не имеют никакого отношения к тебе; ты просто будешь созерцать их, не привязываясь к ним, и тебе не нужно будет, поневоле, дергаться каждый раз, когда падает камешек».
>>а вот я чётко прочитал и понял, что именно движением к этой не привязанности я и занят.
«Все уровни, которые должны тебя заботить, – это твой и мой уровни».
>>Сократ прошёлся по моему любимому. нечего смотреть и пенять на кого-то извне. нужно опираться на свои силы, вектор, способности и стремления.
«Тишина – это искусство воина, а медитация – это его меч».
«Воин, напротив, использует медитацию умело и с глубоким пониманием. С ее помощью, он рубит свой ум на части, иссекая мысли вдоль и поперек, чтобы открылось отсутствие их существенности».
>>восхитительный образ медитации. восхитительная визуализация.
«Скажем так: вращение вперед – это еще не вся гимнастика. Медитация – это еще не весь путь воина. Если тебе не удастся понять всю картину, ты можешь оказаться в заблуждении, практикуя всю жизнь только вращение вперед или только медитацию, таким образом, получая лишь фрагментарные выгоды обучения».
>>и вновь - да. необходимо стремиться понять всю картину. глобально.
«Осознанность – это то, каким образом человеческое существо испытывает свет сознания».
>>и снова вау. особенно вау, учитывая, как глубоко я привязан ко всем однокоренным к "сознанию" словам.
«Есть два одновременных процесса:
– Один из них «озарение» (insight) – это произвольное внимание, процесс направления осознанности точно на то, что ты хочешь видеть.
– Второй, это «отстранение» (surrender) – процесс отпускания всех возникающих мыслей. Это и есть настоящая медитация; таким способом ты можешь вырваться за пределы своего ума».
>>действительно глубокая мысль. именно поэтому, хотя читать очень легко и написано очень живо, приходится останавливаться и перечитывать главы по несколько раз. иначе - не запомнишь, не осмыслишь, не осознаешь, выскользнет из головы и пропадёт.
«Я хочу самосознания. Вот почему я здесь». «Ты хочешь само‑имиджа, а не само‑осознания. Ты здесь потому, что у тебя нет более привлекательных альтернатив». «Но я, в самом деле, хочу избавиться от своего беспокойного ума» – запротестовал я. «В этом твоя самая большая иллюзия, Дэн. Ты, как тот парень, который отказывается носить очки, настаивая: „они больше не печатают газет разборчивым шрифтом“».
>>как говорила моя любимая преподавательница: "никогда не заблуждайтесь на свой счёт". и я постоянно убеждаюсь, как же она была права. нужно иметь силы, посмотреть в корень своих действий, даже если иногда это очень нелицеприятное зрелище.
«Хочешь мораль, вот тебе мораль», – произнес Сократ голосом, приковавшим мое внимание. «Ты идентифицируешь себя со своими мелочными, досадными и, в основном, беспокойными мыслями и верованиями; ты веришь в то, что ты есть твои мысли».
>>и снова я остановился и подумал: "охренеть". этот аспект вообще надо обдумать отдельно, потому что это какая-то совсем уж свежая для меня идея. не идентифицировать себя с мыслями. *восхищён*
«Ты, в действительности, поступаешь так, как будто ты есть „Ум“ или что‑то другое, неуловимое, внутри тела». «Да зачем мне нужно так поступать?» «Потому что твой самый большой страх – это смерть и твое самое страстное желание – это выживание. Ты хочешь все Время, ты жаждешь Вечности. В своем заблудшем веровании, что ты есть этот „ум“ или эта „душа“, ты находишь лазейку в своем контракте со смертью. Возможно, в качестве „ума“ тебе удастся вылететь прочь из тела, когда оно умрет, ведь правда?»
>>и снова я прихожу к тому, что "ум" и "эго", как я его коснулся недавно, это нечто очень близкое по значению.
«Истина же в том, что сознание находится не теле, скорее, тело находится в сознании. И ты, и есть это сознание. <...> Ты являешься телом, но и всем остальным тоже. Именно это тебе открыло твое видение. Только ум заблуждается и боится перемен. Таким образом, если ты только расслабишься, отказавшись от всех мыслей, в собственном теле, ты станешь счастливым, самодостаточным и свободным, не испытывающим отдельности. Бессмертие уже принадлежит тебе, однако не так, как ты его себе представляешь или надеешься на него. Ты уже был бессмертен, задолго до рождения, и будешь бессмертен, еще очень долго, после того как разложится твое тело. Тело и есть сознание; оно бессмертно. Оно только меняется. Ум – твои собственные верования, твоя история, личная индивидуальность – это все, что смертно; так спрашивается, кому это нужно?»
>> обогида. продолжай, Сократ. говори ещё.
«Твое внимание должно гореть от интенсивности».
>>и вот оно ещё одно понятие. внимание. ещё несколько лет назад понял, насколько это важно буквально во всём, но до сих пор не вывел на должный уровень.
«Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты стоишь?» «Ну, да», – ответил я, вовсе не уверенный в этом, приближаясь к баку с водой. «Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты ходишь?» – спросил он. «Да, уделяю», – ответил я, вовлекаясь в игру. «Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты разговариваешь?» «Думаю, что да», – произнес я, прислушиваясь к своему голосу. «Уделяешь ли ты внимание тому, как ты думаешь?» – спросил он. «Сократ, отстань! Я делаю, все, что я могу делать!» Он наклонился ко мне. «Всего, что ты делаешь недостаточно! Твое внимание должно гореть от интенсивности . Беспорядочные шатания по гимнастическому залу не сделают из тебя чемпиона; сидение с закрытыми глазами и блуждающим вниманием не повысят твою осознанность. Только качество твоих практик принесет пропорциональные плоды.
>> качество. практик.
и вообще. опять этот образ обращения внимания на _всё_, каждое действие и движение. медитация в повседневной жизни, из минуты в минуту. восхищён, правда.
«Зачем воину сидеть в медитации? Я думал, что путь – это действия?» «Медитация – это действие бездействия; хотя, ты совершенно прав в том, что путь воина более динамичен. В конечном итоге, ты научишься медитировать каждое свое действие. Однако в начале, сидячая медитация служит церемонией, особым временем, отводимым, чтобы повысить интенсивность деятельности. Ты должен в совершенстве освоить ритуал, чтобы распространять его на свою повседневную жизнь».
>>этот образ меня вообще заворожил. медитировать каждое своё движение, каждое действие, всё время... *о*
«Пусть тебя не вводит в заблуждение это место или внешность твоего учителя, Дэн. Я определяюсь вселенной, а не этой станцией».
>>и вновь мысль об учителе и да. даже с чисто философской позиции, что каждый является для нас учителем. но даже и в узком смысле... действительно, нельзя заблуждаться, опираясь на место и внешность. Нельзя. всё определяется вселенной.
«Не понимаю», – забормотал я, – «Эта карточка меняется?» «Все меняется », – ответил он. «Да, я знаю, но оно исчезает и появляется снова?» «Все исчезает и появляется снова».
>>такая тонкая ирония, а.))
«Для тебя, Дэн, начался процесс сознательной трансформации. Его нельзя пустить вспять. Обратного пути нет. Попробуй повернуть и ты окончишь безумием. С этого момента, ты можешь двигаться только вперед. Теперь ты связан обязательством».
>>слово в слово мои ощущения, после определённого момента. правда, никто вслух со мной об этом не говорил.
«Никто не может помочь тебе за определенной чертой, Дэн. Я буду вести тебя некоторое время, однако настанет час, когда даже я должен буду отступить, и ты останешься один. Тебя подвергнут жестким испытаниям перед тем, как закончится твое обучение. Тебе придется развить большую внутреннюю силу. Я только надеюсь, что она подоспеет вовремя».
>>да. на свой дороге ты всегда один. но не всегда одинок.)