Очень занятный пост на английском на тему Apple vs Samsung.. Перевод некоторой части можно найти здесь.

Наверное, это самая большая проблема российского образования: тысячи училок, чья профессиональная деформация началась еще в педагогическом институте и продолжалась десятилетиями в районных школах. Консервативные, агрессивные, малограмотные… Что с ними делать? Переучивать практически невозможно. Увольнять не позволяет закон.

Каждую секунду я боюсь вопроса: «А зачем мы должны это все изучать?» Боюсь потому, что сам не до конца понимаю ответ.
Содержание школьных предметов — тема, выключенная из общественного обсуждения. Иногда вспоминают про историю, причем в контексте каких-то мифических фальсификаций. Из-за проекта стандарта для старших классов какое-то время обсуждалась литература: мол, хотят лишить наших деток Толстого с Достоевским. И уж точно никто не вспоминает о географии.
До девятого класса все еще ничего: горы, реки, моря, народы мира и прочая романтика. В десятом и одиннадцатом классах переливаются всеми цветами радуги страны мира. Хорошо начинать урок словами:
— Обратите внимание на страну Мали в Африке. Нашли на карте? Так вот, вчера, когда у вас был урок физкультуры, племена туарегов, живущие на севере Мали, подняли восстание и провозгласили новое государство под названием Азавад. Между прочим, отхватили кусок в восемьсот тысяч квадратных километров. Вот что сообщают по этому поводу информационные агентства…
Это жизнь. Это интересно. Но это в десятом-одиннадцатом. А вот девятому классу не повезло: у них «Экономическая география России». С точки зрения учебника в нашей стране нет политики, нет алкоголизма, нет бизнеса, нет мигрантов, нет супермаркетов, нет радостей и трагедий, нет богатых и бедных.
Вместо этого россияне осуществляют трудовую деятельность в рамках межотраслевых производственных комплексов народного хозяйства. В редкие минуты досуга трудящиеся предаются декоративно-прикладному творчеству. Это какая-то нечеловеческая Россия.
По идее, именно на этих уроках школьники должны учиться самому главному — пониманию своей страны. Но целый год бедные девятиклассники изучают некие «экономические районы». Этот конструкт был придуманы еще в 20-е годы для нужд электрификации и индустриализации, а потом так и остался основой для описания страны.
>> не могу перестать цитировать, потому что это были ровно мои ощущения от географии в школе. правда, я, конечно, не смогла бы всё так точно объяснить.

Дойдя до строк: «Особенность горных районов Северного Кавказа — широкое развитие народных художественных промыслов», я захлопнул учебник и принялся готовить свой собственный урок. Там были и терроризм, и безработица, и федеральные дотации, и хитросплетения межнациональных отношений. Была и война.

Мигранты в российской школе — тема злободневная. К нам едут и будут продолжать ехать. Это неизбежно. Весь вопрос в том, насколько наше общество может интегрировать приезжих. Главный институт этой интеграции — школа. Даже не главный, а практически единственный.
Есть миф, гласящий, что в школьном классе нет «черных» и «белых», а есть просто ученики. Мол, все межнациональные проблемы — это у взрослых, а дети — они вне национальностей. Другая версия гласит, что в школах идет война между национальными группировками: дагестанцы терроризируют русских, русские — узбеков и так далее.
Все это ложь. Реальность гораздо сложнее.

Вот некий итог одного учебного года. Мне хочется об очень многом написать. О том, какие жуткие проблемы у подростков с самооценкой. Как мучаются они из-за отметок. Как им патологически не хватает взрослых собеседников. А еще о том, как мы готовили национальные блюда и меня научили делать настоящие хинкали. Но объем журнала ограничен. Придется написать об этом как-нибудь потом.
(с)
>>какая трогательная статья, а. блин, РР, люблю тебя.

10 социальных фобий России


О Азиатско-Тихоокеанском регионе

— Либерализм в Норвегии достиг высшей степени глупости. Уважать права человека надо, но зачем при этом создавать условия, когда преступник оказывается в привилегированном положении по сравнению со средним норвежцем? Условия жизни в их тюрьмах слишком хороши для того, кому не нужно зарабатывать. И в этом парадокс и идиотизм норвежской толерантности, — считает юрист, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.
Статья о Брейвике

— Думал… Но — вы не поверите — я, по сути, устроился сюда в компанию людей с высшим образованием. Дворниками работают не только те люди, которые плохо в школе учились, но и те, кто место потерял. Вот есть у нас бывший главный экономист мебельной фабрики, она тут на соседнем участке убирается (Мебельная фабрика в Благовещенске закрылась в 90-е. — «РР»). Или еще: командир экипажа стратегического ракетоносца Ту-95, бывший сотрудник областной администрации, бывший директор театра. Но они все очень стесняются и, как правило, не хотят о себе рассказывать.
Главный дворник страны

Многие уверены, что останется два урока математики в неделю, а все остальное — за деньги. Получается, общество не слышит того, что говорит ему министерство, не верит ему. Скажите, как вы этого добились? (Продолжительные аплодисменты и улюлюканье.)
>> воистину, нужен талант, чтобы "добиться" искажения информации такого масштаба

Андрей Гречко (студент Высшей школы экономики). В городе, где я живу, очень много школ. Плохие школы в процессе оптимизации объединили с хорошими, где есть олимпиадники, спортсмены, те, кто сдал ЕГЭ на сто баллов. При этом учителя и родители из хороших школ чаще всего были недовольны этим объединением. Иногда из-за того, что у руля нового образовательного комплекса оставалось руководство из плохой школы. Считаете ли вы, что министерство должно привлекать не только чиновников, но и школьников, родителей и учителей к вопросам объединения образовательных учреждений?
Игорь Реморенко. Вы из какого города, где так объединяют школы?
Андрей Гречко. Из Москвы. (Нарастающий смех в зале и аплодисменты.)
>> отлично

Оксана Переяславская (студентка Ульяновского государственного технического университета, брюнетка). Сейчас вступил в силу приказ № 1898, устанавливающий порядок платы за обучение. Министерство образования и науки пересчитало, во сколько обходится обучение бюджетника и, соответственно, сколько придется платить тем, кто на коммерческом обучении. У нас стоимость учебы на технических специальностях была 45 тысяч в год, а теперь — 112 тысяч. Это при средней зарплате в регионе 15 тысяч. Мне интересно, как считали эту сумму? Почему так резко поднялась цена в регионах? Поднимется ли от этого зарплата преподавателей вузов?
Игорь Реморенко. В чем здесь проблема? Растет стоимость обучения одного студента. Есть решение: заработная плата преподавателей должна достигнуть среднего показателя по экономике к следующему году, к 2018-му — вырасти в два раза. Чтобы росла зарплата, мы должны увеличить государственные ассигнования на обучение студентов. А дальше вступает в силу правило, гласящее, что стоимость коммерческого обучения не должна быть меньше, чем затраты на обеспечение бюджетного места. Иначе получается, что государство субсидирует коммерческое обучение, доплачивает и перепроизводит кадры. Вот и все.
Электричество включилось.
Оксана Переяславская. Почему такой большой скачок?! (Кричит в микрофон.) Было 45 тысяч, а стало 112!
Игорь Реморенко. Потому что за 45 тысяч нельзя обучить человека — это ложь! (Замминистра повышает голос, который усиливает только что заработавший микрофон). И стоимость платы за обучение не должна быть меньше, чем дает бюджет, — это принципиальная позиция. Потому что иначе вуз начинает за меньшие деньги брать некачественных преподавателей — тех самых, которые не проходят повышение квалификации, не имеют ученых степеней, не занимаются наукой.
>> в общем и целом увеличение цены на обучение меня в чём-то даже радует. ну теперь-то люди перестанут идти таким потоком, да? за такую цену ходить туда, куда не надо и не интересно будет совсем стрёмно, как по мне.

Алексей Черенков (молодой журналист из ханты-мансийской газеты «Югра-Информ»). Новый стандарт для старших классов предписывает ввести дисциплину «Россия в мире». Что это такое?
Игорь Реморенко. Эту дисциплину Российская академия образования предлагает дать на выбор старшеклассникам наряду с историей. Я, если честно, до конца концепцию этого курса не понимаю. Есть такой академик — Александр Оганович Чубарьян, — который считает, что такой курс возможен. Он предлагает посмотреть на развитие технологий, истории через нашу страну, через участие наших ученых в различных проектах. В этом какой-то смысл есть. Что там будет реально, можно будет говорить, наверное, года через три.
>> класс, никто ещё не понял, о чём речь, но уже ввели. вообще, можно было бы сделать действительно интересный предмет. ну будет патриотическая мура, 100%

Оксана Переяславская. А если в школе недостаточно преподавателей? Допустим, основы православной культуры есть кому преподавать, а что-то другое — нет?
Игорь Реморенко. Да, такая проблема есть. К сожалению, не всегда можно найти преподавателя, но можно предложить изучать этот курс самостоятельно и получать общие консультации в школе.
>> что, простите? "общие консультации"? мы с вами живём в разных странах, товарищ Реморенко. многие учительские кадры и по своему предмету не дадут консультации толковой. и потом, что есть "общие"? знания - это конкретика, факты, а не общие разглагольствования на тему. с ребёнком должны работать, направить его, дать литературу, поддерживать интерес. Что за "самостоятельное обучение"? не, это здорово. в теории. но на практику ведь никак не наложится. единицы тех, кто в чём-то заинтересован. большинство не знает, что им нравится, не знает, что им нужно.
Что власть обещала школам

— То, что я пью здесь, — это мои предки, — Ившу отхлебывает гренландский чай. — Когда вы едите курицу или… как вы называете… животное, которое вы едите… ладно, пусть будет курица. Для вас это так обычно, вы всегда можете ее достать. Вы не думаете о том, чтобы поблагодарить курицу. Но это ваш предок. Она дает жизнь целому народу, всей Европе, Азии, США, всему миру. Вы даже не говорите спасибо. Жалуетесь, когда мясо не очень хорошее. Оно не очень хорошее, потому что вы только едите, только берете. Когда вы недовольны своей пищей, скажите всем сердцем спасибо и попробуйте снова. И вы увидите, какое чудо произойдет с вами и вашей пищей.

— Моя дочь вышла замуж за американца и живет в США. Мой сын остался дома и живет с инуитами. Они делают свой выбор. Выбирают как жить. Когда вы даете людям свободу выбирать, тогда они понимают свое наследие.

— Ты — тот, кто ты есть, — говорит инуит Ившу и обводит нас взглядом. — Ты не можешь сидеть там, где сижу я, — говорит он сидящему напротив лысому американцу. — Потому что ты не можешь быть мной.
Инуитская мудрость при всей своей древности очень по-европейски современна. В ней есть и индивидуализм («Ты — тот, кто ты есть»), и ответственное отношение к потреблению (нужно быть благодарным природе за ее дары), и либерализм (ты свободен выбирать, с кем, где и как тебе жить). Может, история ходит по кругу и люди просто возвращаются к мировоззрению, в котором неважны языки, религии и чистота крови, а важно что-то другое, например тот самый «дух» народности, к которой ты решил себя причислить?
И дух этот выражается во множестве вещей, которые мы любим. У Мухаммеда это футбольная команда «Барселона» и пять языков, на которых он говорит. У Данейши — лагуна острова Малаита, ожерелье из ракушек и бамбуковые флейты. У бабушки Аньи — ее прекрасный норвежский, благодаря которому ее саамские дети добились процветания. В конечном итоге ты — то, что ты любишь. И иногда ты можешь выбрать, что любить.
Как работает национальная и этническая самоидентификация сегодня

Первое, с чего начинается обучение драматурга у британского театра «Ройял Корт», — упражнения на внутренние-внешние события. Это постановка оптики, когда начинаешь понимать, где происходит стыковка мира внутреннего с внешним.
Упражнение простое — надо вспомнить события своей частной жизни с самого рождения: пошел в музыкальную школу, дедушка умер, первый раз влюбился, в летнем лагере поломал ногу. Потом вспомнить, что в этот год происходило в мире: 11 сентября, выборы президента, путч, дефолт. А потом попытаться понять, как твое частное событие связано с этим самым общественным, вроде бы и мало тебя касающимся.
Упражнение это очень бодрит и решает кучу творческих и метафизических вопросов. В частности, как всякие вроде бы далекие вещи вроде большой политики, экономики, катастроф и общественных движений влияют на становление твоей скромной персоны, а также на жизнь и судьбу.
Это нас касается

URL записи