Дочитала "Сердца в Атлантиде" Кинга. Оказалось, там вовсе не три рассказала, а 5 по-моему рассказов, все объединенные общей линией и героями. Очень... жизненная и по-своему грустная история о поколении американцев, которое попало во Вьетнам, на чью жизнь пришлось время хиппи и тому подобное. Прониклась, ставлю на почётное место на полке. Когда-нибудь обязательно перечитаю.
Дочитала "Картонки Минервы" Умберто Эко. Шикарнейше. Как я уже писала раньше,в этой книге объединены коротенькие "картонки", статейки, из его колонки в миланском журнале "Эспрессо". В текстах поразительная смесь юмора, ума, подлинной образованности и личных имхо по многим вопросам. Не со всем я была согласна, но по крайней мере такое обоснованное и продуманное мнение всегда интересно читать, и своё анти-мнение заодно можно сделать более обоснованным. Книга похожа на ежа, столько оранжевых листочков торчит из неё сбоку. Многое процитировать можно только целиком, но вот некоторые коротенькие моменты для ознакомления:
"Учреждение университета (кстати, в Средневековье "Университет" значило именно Болонский университет) стало огромным событием, потому что установило необходимость существования образовательной институции, которая не только независима от политических и религиозных властей, но и каждый преподаватель в ней идеологически независим от самого университета. Революционная идея, сделавшая возможным прогресс западной науки".
"Нельзя больше выставлять на посмешище деревенского дурачка - это недемократично; но в высшей степени демократично предоставить ему слово, предложить ему представить себя самостоятельно, в виде прямой речи. Как это и происходит в настоящих деревнях, минуя какую-либо художественную обработку. Теперь не смеются над актёром, изображающим пьяного, а просто покупают выпивку алкоголику и смеются над его свинством.
<...> Мы оказываемся свидетелями того, как парадигма чудесным образом выворачивается наизнанку. Исчезает фигура комика, который оскорбляет беззащитного неполноценного индивида, и, напротив, неполноценный появляется собственной персоной, бесстрашно предъявляющий собственную неполноценность. Счастлив он, выставляя себя напоказ, счастлив телеканал,который может сделать зрелище, не платя актёрам, и счастливы мы, - мы можем наконец снова смеяться над чужой глупостью, удовлетворяя собственные садистские наклонности.
Телеканалы теперь ломятся от безграмотных, смело путающих глаголы, гомосексуалистов, называющих "старыми педрилами" тех, кто разделяет их же собственные вкусы, истеричек прорицательниц, устраивающих балаган из собственной запущенной болезни, не попадающих в ноты певцов, "синих чулок", вещающих о "палингенетивном подавлении человеческого подсознания", счастливых рогоносцев, безумных ученых, непризнанных гениев, авторов за свой счёт, тех, кто раздаёт оскорбления, и тех, кто их принимает, тех, кто безмерно рад, что наутро о них будут говорит в лавочке на углу. Раз уж деревенский дурачок радуется, выставляя себя напоказ, мы тоже можем смеяться над ним без зазрения совести".
"Это чудесно, когда у тебя в распоряжении изобилие информации, - но в какой-то момент приходится научиться её сортировать, чтобы не позволить её себя захлестнуть. Нужно сначала научиться пользоваться информацией, а потом - пользоваться ею с умеренностью. Безусловно, это станет одной из проблем образования в наступающем веке. А искусство децимации* станет одной из отраслей теоретической философии и морали".
* - казнь каждого десятого
"Тем-то и прекрасна анархия Интернета. Кто угодно имеет право демонстрировать собственную незначительность. Потому что миллионы незначительностей чисто статистически образуют нечто значительное, на радость исследователю. Он сделает мгновенный снимок, котрый много скажет о современной трагедии одиночества и безвестности. По сравнению с Геростратом, который, чтобы войти в историю, сжёг храм Артемиды Эфесской, нанеся ощутимый вред обществу (хотя, как говорил Станислав Ежи Лец, прежде чем проклинать Герострата, хотелось бы взглянуть на храм этой самой Артемиды Эфесской), уж лучше выставить наружу собственные внутренности - и заставить потерять, самое большое, немного денег на соединение".
"Меня всегда приводят в смятение некоторые лишенные литературных корней заокеанские мыслители, которые не приводят в библиографиях книги, если они изданы не в последнее десятилетие, развивают какую-то мысль - и зачастую делают это плохо, потому что не подозревают, что эта мысль уже была развита лучше них тысячу лет назад (или тысячу лет назад была показана её бесплодность)".
А ещё я, наконец, нашла название одного часто случающегося со мной явления: "...а потом со мной случилось то, что французы называют esprit d'escalier: это когда стоит тебе спуститься по лестнице после какого-то разговора, как в голову приходит достойный ответ, который ты мог бы дать, или удачная шутка, которая пришлась бы к месту".
Вот как это называется, оказывается. Осталось только узнать, как это звучит по-французски
Опять читабельное
Iserkal
| пятница, 25 ноября 2011